Антропологи составили список фейков и слухов о ковиде, которые распространялись с самого начала пандемии, измерили изменение популярности и передали список аналитикам Яндекс.Кью. Они посмотрели в поиске Яндекса, какие слухи люди чаще всего пытаются проверить, какие мифы и представления о здоровье самые устойчивые, а какие люди репостят, но им, скорее, не верят.
Затем список всех слухов о ковиде и поисковые запросы по ним были переданы сообществу в Кью «Альянс русскоязычных фактчекеров». Независимые фактчекеры подготовили разбор слухов, а Яндекс научился проверять эти факты в Поиске – теперь, если пользователь вводит запрос, явно содержащий миф, то сразу видит опровержение.
В целом, исследователи собрали 244 фейка, связанных с коронавирусом. С января 2020 года сюжеты из этого корпуса воспроизводились в соцсетях более 6 млн раз. Это только верхушка айсберга: активнее всего фейки распространяются в личном общении, например в рассылках в мессенджерах.
Самая популярная тема фейков и слухов — это вред вакцин (например, представление о том, что прививка может привести к бесплодию), ей посвящено около 39 % всех зафиксированных постов и репостов. На втором месте — псевдомедицинские слухи (от коронавируса помогают имбирь, водочные ингаляции и так далее), они встречаются в 23 % постов о фейках.
Самый популярный в соцсетях фейк за весь период – это история про несуществующего русского врача Юру, который якобы работал в Ухани и близко знает и сам коронавирус, и способы борьбы с ним.
Есть еще несколько очень популярных историй про россиян, которые сообщают что-то из-за рубежа: например, «письмо Полины» из Италии и обращение доктора Колосова, который тоже говорил, что работает в Италии. Кажется, «свой человек за границей» пользуется у россиян особым авторитетом.
Если в соцсетях самый популярный фейк – история про Юру из Ухани, то по числу запросов в поиске Яндекса побеждают слухи о том, что «Арбидол» и азитромицин эффективны против коронавируса.
Некоторые фейки оказались особенно популярны в отдельных городах. Например, в Казани, где действовал жесткий масочный режим, пользователи Яндекса чаще, чем в среднем по большим городам, интересовались фейком о наночервях, которые живут в масках. В Сочи был повышенный интерес к фейку о том, что коронавирус как-то связан с якобы живущей в море бактерией Синтией. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке был распространён фейк о китайцах, которые с помощью «белого порошка» заражают людей коронавирусом.
Самые живучие фейки связаны с вакцинацией, интерес к ним сохраняется практически с начала распространения коронавируса в России. Для остальных фейков характерны резкие взлеты и падения: например, интерес к народным средствам и псевдомедицинским советам был высок только прямо перед и во время первой и второй волн коронавируса.
Похоже, что популярность фейков о вреде прививок от коронавируса связана с тем, что они упали на хорошо разработанную почву: разнообразные представления о вреде разных прививок существуют в России очень давно – в контексте коронавируса они просто актуализировались и немного поменяли содержание.
Фейки, достоверность которых пользователи Яндекса проверяли чаще всего, связаны с насущными вопросами: не опасно ли получать посылки из Китая? могут ли уволить за отказ от вакцинации? правда ли, что прививки вызывают бесплодие и другие страшные болезни? – и так далее.
Фейки, которые проверяли чаще всего
Топ-10 фейков по доле запросов, содержащих конструкции вроде правда или фейк, правда ли, да или нет.
Отметим, что в конце 2020 года аналитики Яндекса провели исследование самых популярных запросов в Поиске за последнее десятилетие. В прошлом году самыми популярными словами в поиске стали «карантин», «пропуск» и «конституция».
Создание медицинского сайта под ключ — это комплексная услуга, включающая все этапы разработки, запуска и последующего обслуживания веб-ресурса для медицинского учреждения. Такой подход позволяет клиенту получить готовый к работе сайт без необходимости заниматься отдельными аспектами разработки самостоятельно.
Преимущества создания медицинского сайта под ключ
- Комплексный подход: Все этапы разработки осуществляются одной командой, что обеспечивает единый стиль и качество.
- Экономия времени: Клиенту не нужно заниматься организацией и координацией различных процессов, что позволяет сосредоточиться на основной деятельности.
- Профессионализм: Команда специалистов с опытом в разработке медицинских сайтов обеспечивает высокое качество работы.
- Поддержка и обновления: Постоянное обслуживание сайта гарантирует его актуальность и работоспособность.
Создание медицинского сайта под ключ — это идеальное решение для медицинских учреждений, которые хотят эффективно представлять свои услуги в интернете, привлекать новых пациентов и улучшать взаимодействие с существующими клиентами.